Решение Дональда Трампа направить на границу США с Мексикой до 4 тысяч военнослужащих Национальной гвардии, чтобы остановить, как он выразился, «спланированную волну наркотиков, контрабанды, бандитов и нелегальных иммигрантов с юга», и его новые резкие ремарки в адрес мексиканцев и других латиноамериканцев вызвали гнев многих политиков и лидеров стран Латинской Америки. В первую очередь – президента Мексики Энрике Пенья Ньето, предупредившего Трампа, что не допустит унижения достоинства своей страны. Радио Свобода рассказывает о хронологии конфликта.
Дональд Трамп заявил 3 апреля, что части Национальной гвардии будут присутствовать на южной сухопутной границе США постоянно – до тех пор, пока не завершится сооружение пограничного барьера, который Трамп называет «стеной». Это строительство было одним из ключевых обещаний Трампа еще во время его предвыборной кампании. В недавно принятом бюджете на этот год Конгресс США выделил на возведение «стены» лишь 1 миллиард 600 миллионов долларов, хотя Белый дом запрашивал около 25 миллиардов. Трамп в ответ на решение Конгресса заявил, что направит на эти цели средства из бюджета Пентагона.
Трамп постоянно подчеркивает, что в США через южную границу продолжают массово проникать нелегальные мигранты, и обвиняет мексиканские власти в попустительстве этому, угрожая выйти из Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA), которое, как он считает, приносит лишь одной Мексике огромные доходы. По словам американского президента, латиноамериканцы «насмехаются над нелепыми законами» США, регулирующими вопросы миграции, и несут с собой преступность и наркотики. «Беззаконие, которое продолжается на нашей южной границе, фундаментально несовместимо с безопасностью и суверенитетом американского народа», – написал Трамп в своем твиттере.
Военнослужащим Национальной гвардии США, являющейся резервом Вооруженных сил страны, законодательно запрещено осуществлять какую-либо правоохранительную деятельность и применять в этих целях оружие на американской территории, поэтому никто так и не понял, как решение Дональда Трампа поможет стабилизировать ситуацию. Части Национальной гвардии комплектуются из резервистов в каждом американском штате и подчиняются не только федеральному правительству, но и их губернаторам – и до сих пор ни один из них четко не согласился поддержать их отправку на охрану границы с Мексикой.
Особенно напугала Дональда Трампа в последние дни социальная кампания, начатая в очередной раз (она проходит почти ежегодно) интернациональной латиноамериканской НКО Pueblo sin fronteras («Народ без границ»), чтобы привлечь внимание мира к проблемам мигрантов-беженцев из Латинской Америки, страдающих на своем пути на север от преступников и произвола со стороны властей всех государств. Правозащитники из Pueblo sin fronteras 25 марта сформировали в городе Тапачула в южном мексиканском штате Чиапас, вблизи границы с Гватемалой, колонну беженцев из 40 человек, начавших переход длиной в 3200 километров через всю Мексику в направлении границы с США. Большую часть «каравана», который через неделю уже насчитывал более 1500 участников, составили гондурасцы, но также и уроженцы других центральноамериканских государств, бегущие от тотальной нищеты, бесправия и зашкаливающего уровня преступности у себя на родине.
The big Caravan of People from Honduras, now coming across Mexico and heading to our “Weak Laws” Border, had better be stopped before it gets there. Cash cow NAFTA is in play, as is foreign aid to Honduras and the countries that allow this to happen. Congress MUST ACT NOW!
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) April 3, 2018
В конце марша, который в принципе задумывался как социальный протест, ряд мигрантов собирались обратиться к властям Соединенных Штатов с заявлениями о предоставлении убежища, а некоторые даже заявили, что попытаются проникнуть на американскую территорию незаконно. При этом изначально организаторы акции уверяли, что она носит символический характер и что никто из ее участников на самом деле не намерен даже приближаться вплотную к мексиканско-американской границе.
5–6 апреля власти Мексики смогли рассредоточить участников марша Pueblo sin fronteras по разным городам, и фактически акция уже прекращена. Узнав об этом, Дональд Трамп немедленно сменил гнев на милость и, вновь в твиттере, похвалил Мехико за «разгон каравана нелегалов», что, по его словам, «предотвратило огромный скандал». Однако его откровенные ранние выпады в адрес властей Мексики, остающейся третьим по объемам взаимной торговли партнером США, и вообще всех мексиканцев и латиноамериканцев не прошли незамеченными.
The Caravan is largely broken up thanks to the strong immigration laws of Mexico and their willingness to use them so as not to cause a giant scene at our Border. Because of the Trump Administrations actions, Border crossings are at a still UNACCEPTABLE 46 year low. Stop drugs!
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) April 5, 2018
Президент Мексики Энрике Пенья Ньето, поддержанный лидерами многих стран континента, в первую очередь Кубы, Венесуэлы, Эквадора, Никарагуа, Гватемалы, Перу и Боливии, заявил, что не допустит «унижения достоинства» своей страны, и посоветовал Трампу решать внутренние проблемы США и договариваться с оппонентами внутри собственной страны, а не обвинять и оскорблять соседние государства и их народы:
«Мексика – большое и сильное государство. Мы гордимся нашей великой историей и культурой, нашим динамичным настоящим и блестящим будущим. Мы яркая, открытая нация, с самыми разными талантами и достоинствами. И мы благородный народ, у которого очень большое сердце. Но прежде всего мы – суверенная страна, с нашими ценностями и принципами. Да, это мы – 125 миллионов мексиканцев, гордых всем, из чего мы состоим.
Президент Трамп! Если вы хотите прийти к соглашению с Мексикой, мы готовы. И мы всегда это до сих пор демонстрировали, нашу способность к серьезному диалогу, с добрыми намерениями и духом сотрудничества. Если все ваши последние заявления связаны с раздражением, вызванным проблемами в вашей внутренней политике, с вашими законами, с вашим общением с Конгрессом – вот на них и обратите свой гнев, а не на мексиканцев. Мы не позволим, чтобы ваша негативная риторика определяла наши действия. Все, что мы делаем, – в интересах жителей Мексики. Я процитирую слова одного из ваших предшественников, одного из великих президентов Соединенных Штатов: «Мы не побоимся переговоров, но мы никогда не вступим в переговоры со страхом и из боязни». Мы убеждены в том, что мы придем в конце концов к соглашению, как друзья, партнеры и хорошие соседи. Для обеих наших стран это – гораздо лучший путь, чем конфронтация. Да, мы готовы к переговорам, но только лишь на основе взаимного уважения. Есть то, что объединяет абсолютно всех мексиканцев, – уверенность в том, что никто и ничто не смеет ставить себя выше достоинства Мексики».
По данным Погранично-таможенной службы США, в прошлом, 2017 году на границе с Мексикой ее сотрудники задержали 310 531 нарушителя. Это самый низкий показатель с 1971 года, однако, как подчеркнул Дональд Трамп, «такое число незаконных переходов через границу по-прежнему неприемлемо».
Граница США и Мексики сегодня считается самой пересекаемой в мире – каждый год легально через нее переходят и переезжают до 350 миллионов человек (некоторые торговцы, рабочие и фермеры могут это делать до 20 раз в день). Нелегальных мигрантов, пытающихся перейти границу только один раз, чтобы попасть в США, в том числе тех, кому это удается, по оценкам правоохранительных органов и правозащитников, каждый год в последние десятилетия насчитывается до 400–450 тысяч. Львиную долю их составляют мексиканцы и граждане государств Центральной Америки.
Длина всей границы – 3 тысячи 145 километров, причем уже много лет вдоль примерно трети ее существует система разного рода заграждений высотой в 4–5 метров, длиной чуть более тысячи километров. Еще в 2008 году журнал Time назвал эти заграждения и заборы «Великой Американской стеной», по аналогии с Великой Китайской стеной.
Источник: Александр Гостев, Радио Свобода.