7 рождественских традиций с интересной историей

Рождество кажется нам чем-то вечным: елка, гирлянды, Санта, носки над камином — будто так было всегда. Но если копнуть глубже, окажется, что многие любимые традиции куда моложе, чем мы думаем, а некоторые вообще появились благодаря рекламе, поэтам и даже королевской семье. Откуда же на самом деле взялись главные рождественские символы?

Санта — от святого к суперзвезде.

Прототип Санты — реальный человек, святой Николай, живший в III веке. Он прославился тем, что тайно помогал бедным и дарил подарки детям. Со временем разные народы добавляли в его образ свои детали, и в итоге появился целый набор «дарителей подарков». Американский Санта вырос из голландского Синтерклааса, смешался с британским Дедом Морозом и стал тем самым пухлым весельчаком благодаря рисункам карикатуриста Томаса Наста в XIX веке. А позже его образ снова закрепила реклама Coca-Cola. Так святой превратился в мировую поп-икону. 

Рождественская елка — из Германии с любовью.

Украшать деревья зимой любили еще древние римляне и египтяне, но современная елка пришла из Германии. В Средние века немцы 24 декабря ставили дерево в честь Адама и Евы, а позже связали его с Рождеством. Мировую популярность елке обеспечила королева Виктория и ее муж принц Альберт. Фото их украшенной елки разлетелись по журналам XIX века, и Британия, а затем и Америка подхватили моду. Так одно королевское фото изменило праздники миллионов людей. 

Эльфы — не только из сказок.

Помощники Санты родом из германских легенд. Там эльфы были маленькими магическими существами, иногда добрыми, иногда озорными. В поэме 1823 года «Визит святого Николая» самого Санту даже называли эльфом. Идея, что у него есть целая команда, появилась в рассказе 1857 года, где говорилось, что он держит на работе много эльфов, делающих игрушки. А в XX веке эльфы стали звездами мультфильмов и книг. Самый современный из них — «Эльф на полке», придуманный в 2005 году. Вот так древние духи переквалифицировались в фабричных работников. 

Олени и красный нос.

Восемь летающих оленей с именами Дэшер, Дансер, Пренсер, Виксен, Купидон, Комета, Доннер и Блитцен тоже родом из той самой поэмы 1823 года. Именно она подарила Санте упряжку. А Рудольф с красным носом — совсем «новичок». Его придумали в 1939 году для рекламной кампании универмага. История так понравилась людям, что вышла песня, ставшая хитом, и Рудольф быстро стал главным символом Рождества. Реклама снова победила. 

Красный и зеленый — привет от кустика и газировки.

Когда думаем о Рождестве, сразу видим красно-зеленую картинку: шары, свитера, ленты. Истоки — у растения остролист (падуб) с ярко-зелеными листьями и красными ягодами. Кельты верили, что он приносит удачу, и украшали им дома зимой, когда вокруг почти нет зелени. Но настоящую славу этим цветам подарила Coca-Cola. В 1930-х компания запустила рекламу с добродушным Сантой в ярко-красном костюме на фоне зеленой елки. Картинка так «зашла», что красный и зеленый навсегда стали рождественскими цветами. Вот вам и сила маркетинга. 

Носки над камином — дело случая.

Странная традиция вешать носки связана с легендой о святом Николае. Он якобы подбросил мешочки с золотом в дом бедной семьи, и те случайно упали в чулки, сушившиеся над камином. История разлетелась, и люди решили: а вдруг и нам так повезет? С тех пор носки стали официальной «тарой» для подарков. 

Колядки — старше самого Рождества.

Песни зимой пели еще язычники, отмечая солнцестояние. Христиане взяли эту традицию и «перепрошили» под Рождество. Самой ранней рождественской песней считают «Гимн Ангела» 129 года. Долгое время гимны были на латыни, и обычные люди их не особо понимали. Все изменили вертепы — представления на местных языках, где зрители могли подпевать. А привычка ходить по домам с колядками оформилась уже в викторианскую эпоху, когда песни соединились с традицией желать соседям удачи. 

Вот так и выходит, что многие рождественские «вечные» традиции — не такие уж древние. Их придумали поэты, святые, короли и даже рекламщики. Но, согласитесь, от этого праздник не становится менее волшебным. Скорее наоборот: знать, что за каждой гирляндой и песней стоит своя история, делает Рождество еще теплее и интереснее.