История девочки-сироты, из-за которой между Беларусью и США разгорелся скандал

Летом 2008 года разразился громкий скандал в Беларуси и США, когда белорусская девочка Таня Козыро, уехавшая в Штаты на оздоровление, отказалась возвращаться домой.

Несчастливое детство

Детство Тани нельзя назвать счастливым. Пьющая мать Светлана отдала дочь бабушке со словами «Хочешь — выкинь, хочешь — в детдом отдай, хочешь — расти». Отец тоже имел пагубное пристрастие к алкоголю, поэтому судьбой маленькой дочери практически не интересовался, и даже сомневался в том, его ли это ребенок.

Таню вырастила бабушка по отцовской линии Надежда Петровна, которую девочка называла мамой. Хотя настоящая мать Светлана и ее второй ребенок – сводный брат Татьяны Денис — жили через дом от родной дочери и свекрови. Надежда Петровна не раз уговаривала женщину вернуться в семью, но увлечение алкоголем взяло верх. Светлану лишили родительских прав, маленького Дениса отправили в детский дом, а Надежда Петровна стала официальным опекуном Тани Козыро.

Личный архив Татьяны Козыро

Оздоровительная программа

В 2000 году восьмилетняя Таня попала в оздоровительную программу благотворительной организации Chernobyl Children’s Project. Девочка отправилась в США на оздоровление.

«Я была в какой-то очереди на оздоровление и сначала должна была поехать в Италию, а в США отправляли совершенно другую девочку, но она заболела ветрянкой, — говорит девушка. — Тогда впервые в жизни я полетела на самолете. Знала только, что в Сан-Франциско. А что будет за семья, какие это люди — никакой информации. Выбирать мы не могли», — вспоминает Татьяна Козыро.

Девочка попала в семью Мануэла и Дебры Запата из города Петалумы, недалеко от Сан-Франциско. Америка поразила девочку с первого взгляда – там все было по-другому, другие магазины и дома, совершенно иной менталитет. Мануэл и Дебра ЗАпата сразу же стали для Тани родными, как и их дети – Эшли и Лиро.

«Язык я выучила быстро, разговорный у меня отличный. Стала называть их «мама» и «папа», «брат» и «сестра». До сих пор так называю. С сестрой Эшли у нас разница в пару лет. Мы с ней подружились с первого дня. Брат Лиро старше нас на три года. Он тоже очень классный. Потом у мамы и папы появился еще и Николас. Мы его все очень любили, нянчились с ним».

Оздоровительная программа была рассчитана до достижения участниками 16-летнего возраста. И все это время Таня ежегодно ездила на два месяца в Штаты к своей новой семье. Белоруска вспоминает, что каждый раз, когда приходило время уезжать, она плакала.

В периоды, когда Таня находилась в Беларуси, ее американские родители не забывали о ней – высылали подарки на День рождения, звонили, помогали деньгами.

Но в 2008 году и Таня, и Запата понимали, что это их последняя встреча. Тогда Дебра предложила девочке: «Мы тебя больше не увидим, мы тебя любим как родную, давай ты у нас останешься».

Скандал

Таня Козыро рассказала о предложении американцев своей бабушке, на что женщина сразу сказала: «Не оставайся, а то будет скандал». Однако американская семья уверила юную белоруску, что все будет в порядке, и девочка согласилась, так как и сама не хотела расставаться с их семьей.

И 5 августа 2008 года в группе белорусских детей, которые возвращались домой из Сан-Франциско, не досчитались Тани Козыро. Представители организации подумали, что девочка пропала, и обратились в полицию. На следующий день офицеры явились в дом Мануэла и Дебры.

«Меня, сонную, подняли в пять утра и все спрашивали: «Вы сами согласились или вас удерживают?» Я отвечала, что меня никто не удерживает, я сама. А потом началась суматоха. С самого утра у нас были зашторены все окна. Ничего не ясно, родители просили: мол, только не выглядывай. Я смотрю в щелочку — а там куча людей, огромное количество журналистов, камер, дипломаты, дети из моей группы», рассказывает она в интервью Onliner.by.

МИД в Беларуси потребовал от американских властей «принять все необходимые меры для обеспечения безусловного возвращения белорусской гражданки на родину». Даже несмотря на то, что американская семья подала прошение на продление Таниной гостевой визы, а бабушка девочки дала свое разрешение на пребывание внучки в Штатах.

В результате пострадала и организация, занимающаяся оздоровлением белорусских детей, так как МИД воспринял сложившуюся ситуацию, как «нарушение договорных обязательств». Программу, по которой дети ездили в Штаты в течении 15 лет, приостановили. Белорусское правительство даже издало указ, согласно которому вывозить детей на оздоровление разрешалось только в те страны, с которыми было заключено договорное соглашение, гарантировавшее возврат всех несовершеннолетних граждан на родину.

Белорусские власти испробовали все методы давления на девочку: от кнута до пряника, даже просили бабушку говорить, как она скучает по внучке.

«Мне грозили, что, если не вернусь, будет плохо, потом стали обещать, что во всем будут помогать, что отремонтируют дом, проведут воду, канализацию и газ… Я не соглашалась».

Американские СМИ ополчились на семью Запата. То писали, что Мануэл и Дебра удерживают девочку силой, то заявляли, что юная белоруска влюбилась в их сына и потому отказывается ехать домой.

Американская семья Козыро наняла самого лучшего адвоката, истратила практически все свои сбережения, чтобы отстоять право Тани жить в США. Два судебных дела было уже выиграно, и, когда до последнего судебного заседания оставалось всего лишь 10 дней, девочка неожиданно заявила, что хочет домой.

ВКонтакте

Назад в Белоруссию

Это решение Тани шокировало не только семью Запата, но и бабушку девочки. Надежда Петровна даже уговаривала внучку остаться, но Таня была непоколебима.

«Меня заела тоска. Я очень сильно скучала по бабушке, — объясняет девушка. — Я поняла, что мне нужно ее досмотреть. Она же мне жизнь спасла, а я что, на старости лет стакан воды ей не смогу подать? Меня убеждали, что если я получу американское гражданство, то смогу перевезти в США и бабушку, нужно было только год подождать. Но я уже не могла ждать. В один прекрасный день я сказала маме и папе: все, не могу больше оставаться».

После того, как Татьяна озвучила свое решение, ситуация в доме американских родителей стала очень напряженной. Дочь Запата Эшли даже выгнала девочку из своей комнаты. Таня получила запрет на въезд в Штаты в течении пяти лет и была депортирована. 23 ноября девочка вернулась домой.

Многие соотечественники злились на Татьяну за ее поступок. Девушка говорит, что понимает их, так как ее необдуманное решение закрыло другим детям дорогу в Штаты на оздоровление.

Уже из дома Таня позвонила американской семье и попросила у них прощения. Запата поняли и простили девочку.

Жизнь в Беларуси

Прошло уже несколько лет после того громкого скандала, Татьяна успела получить образование, выйти замуж, родить дочь, развестись с мужем и подружиться со своим отцом.

Белорусские власти, казалось, забыли о всех тех благах, которые сулили ей при возвращении на родину. Дом бабушки так и не был отремонтирован, да и жилья, полагающегося Тане как сироте, до сих пор не предоставили.

С Мануэлом и Деброй Запата Татьяна общается и до сих пор. Американца помогали девушке финансово, когда у нее начались проблемы со здоровьем. Когда у белоруски родилась дочь Настя, Мануэл даже стал называть себя дедом.

Запата часто зовут Таню с Настей в гости, девушка не прочь приехать, но навсегда  оставаться в Штатах не хочет – в Беларуси у нее все родственники и друзья. Правда, с работой не все ладится, в такие моменты Таня вспоминает США, где они даже подростками могли найти себе подработку.

«Я уже жалею, что тогда вернулась. Может быть, повзрослела, поумнела, сравнила жизнь тут и там. У нас гораздо тяжелее».