Камера! Мотор! Новый год!

Когда мы говорим “новогодние фильмы”, чаще всего на ум приходит советская классика. Но мы редко задумываемся над тем, что эти фильмы, порой, разделяли целые десятилетия! Каждый из них стал олицетворением своей эпохи: “Карнавальная ночь” — 50-е годы, “Зигзаг удачи” — 60-е годы, “Ирония судьбы” — 70-е годы и “Чародеи” (80-е годы).

Произошло это, конечно, случайно, но теперь сложно представить себе, что мы могли никогда не увидеть этих картин! А ведь появились они на свет тоже почти случайно… Взять, к примеру, историю создания «Карнавальной ночи«…

Начинающий режиссер Рязанов не интересовался комедийным жанром и хотел снимать только серьезное кино. В те время «Мосфильм» возглавлял Иван Пырьев, который разглядел в Рязанове талант режиссера комедий. Идея снять музыкальную комедию принадлежит именно Пырьеву. Он буквально заставил Рязанова прочитать сценарий, написанный Б. Ласкиным и В. Поляковым, но открыв его, режиссер пришел в уныние. Несмотря на жесткий отказ юного Рязанова, Пырьев настоял на своем решении практически в приказном порядке. Этот же «творчески-принудительный» настрой царил и в дальнейшем на съемочной площадке.

Как вспоминал Эльдар Рязанов, под предлогом помощи неопытному режиссеру, ему то и дело пытались навязать свое видение самые разные сотрудники “Мосфильма”. Дело дошло до того, что, отлучившись со съемочной площадки, Рязанов обнаружил, что съемки продолжили без него! Рязанов выкинул снятый без него дубль и рьяно взялся за работу.

Он начал с переделки сценария, который представлял собой, по сути, концерт из тринадцати музыкальных номеров, практически не связанных между собой сюжетной линией. По воспоминаниям Рязанова, в фильм были приглашены звезды эстрады той поры, которые «тащили» на экран привычные приемы своего жанра и выглядели на редкость фальшиво и походили на карикатуры, а не на настоящих персонажей.

Настоящая драма развернулась и на этапе кастинга актеров.

На роль Огурцова Эльдар Рязанов выбрал Петра Константинова, но Пырьев настоял на кандидатуре Игоря Ильинского. Нужно сказать, что Рязанов в дальнейшем признал правильность этого решения.

Не прошла изначально кастинг и Людмила Гурченко — неудачный выбор ракурса был виной оператора, но актриса роль не получила. Однако, Пырьев, встретив Гурченко случайно в коридоре “Мосфильма”, оценил ее обаяние (и тонкую талию) и за руку привел на съемочную площадку. Новые пробы провели по всем правилам, и Людмила Гурченко получила роль, которая определила её актерскую судьбу.

Но на этом злоключения не закончились. Пырьев внимательно следил за работой Рязанова, периодически заставляя его переснимать целые сцены. Конечно, это не могло не отразиться на графике съемок и бюджете картины. Когда ситуация стала критической, была собрана специальная комиссия. И тут новые неприятности! Комиссия вынесла вердикт —  «Карнавальную ночь» «скучная и бездарная картина». Однако, после долгих размышлений, ленту было решено доснять до конца, поскольку большая часть уже была отснята. Так появился на свет фильм, который был назван лучшим фильмом 1957 года по опросу журнала «Советский экран», за который Эльдар Рязанов получил диплом XI Международного кинофестиваля в Эдинбурге. Уже в следующем году фильм получил  премию I Всесоюзного кинофестиваля. И сейчас картина не перестает радовать зрителей, которые растащили ее на цитаты: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – это науке неизвестно, наука пока еще не в курсе дела»; «За все, что здесь сегодня было, лично я никакой ответственности не несу!»

Смотрите и пересматривайте на eTVnet эту замечательную ленту, а также всю новогоднюю классику! И тут как нельзя уместна будет еще одна цитата из “Карнавальной ночи”: «Есть установка весело встретить Новый год»!