Россиянин Александр (Алексей) Левит, восемь лет назад сбежавший из страны, оказался в эпицентре громкой истории в США. Вместо долгожданного собеседования по грин-карте он получил наручники от агентов ICE — Службы иммиграции и таможенного контроля.
История выглядит почти как сценарий для триллера. Семья Левита жила в тихом городке Слингер (штат Висконсин). Он с женой Юлией и четырьмя детьми – старшими 8 и 6 лет и младшими близнецами по 4 года – ждали, что наконец-то смогут легализоваться и получить вид на жительство. Но утром 31 июля все пошло иначе: когда Левит выходил на работу, его встретили агенты ICE и увели в наручниках.
Семья утверждает: вся беда в том, что Россия направила в Интерпол запрос о его аресте. На странице GoFundMe, созданной для сбора средств на адвоката, жена Левита пишет, что супруг стал жертвой политического давления, потому что когда-то отказался участвовать в коррупционных схемах. По ее словам, в России на их семью оказывали давление, были обыски и даже покушение. Чтобы выжить, они сбежали в США.
Но версия американских властей выглядит совсем иначе. Представитель Департамента внутренней безопасности заявил, что Левит въехал в США в 2017 году по туристической визе B2 и просто остался, когда срок ее действия истек. Заявление на грин-карту он так и не подал. То есть официально все восемь лет он находился в стране нелегально.
ICE добавляет: арест Левита — часть масштабной кампании администрации Трампа против нелегальной иммиграции. И, по закону, у Левита нет права оставаться: дальше все решит судья, а пока он находится в Центре содержания под стражей Додж в Висконсине.
И тут появляется еще один любопытный штрих к портрету. Еще до ареста, в марте прошлого года, Левит дал интервью российскому URA.ru, где заявил, что поддерживает «СВО» и даже помогает поставлять в Россию оборудование для беспилотников и самолетов. А в США его семья рассказывает, что мужчина стал жертвой путинского режима и борцом с коррупцией. Выглядит противоречиво: то ли политический беженец, то ли бизнесмен, мечтающий вернуться в Россию.
На родине у Левита тоже немало проблем: его обвиняют в злоупотреблении полномочиями и незаконном вмешательстве в деятельность компаний. История тянется еще с 2016 года, когда он был заммэра города Копейска. По версии следствия, Левит участвовал в сомнительных схемах с арендой тепловых сетей.
Теперь его судьба в руках американского суда. А пока жена бьет тревогу в соцсетях и на GoFundMe: у семьи нет денег на нового адвоката после того, как прежний юрист бросил их в самый нужный момент.
Что будет дальше? Левиту грозит депортация, а в России его якобы ждут тюрьма и, по словам жены, «неминуемая смерть». Но американские власти в ответ жестко напоминают: грин-карта — не право, а привилегия. И если законы нарушены, второй шанс получить ее становится крайне маловероятным.
История получилась с двойным дном: с одной стороны — семья, которая просит защиты, с другой — заявления самого Левита о поддержке российской агрессии. Какой из этих образов окажется ближе к правде, решит уже не Интерпол, а американский суд.