В США стремительно растет число домохозяйств, которым отключают коммунальные услуги из-за долгов. И речь идет не только о электричестве или газе, но и о воде, интернет-сервисах и других базовых сервисах. Об этом сообщают правозащитники из Protect Borrowers.
За последние три года средняя задолженность американцев по коммуналке выросла на рекордные 32% — до $789. Сейчас каждое двадцатое домохозяйство сталкивается с просрочкой платежа.
Наглядный пример: всего три месяца понадобилось 63-летнему Дэйву Майерсу из Айовы, чтобы лишиться полностью всех коммунальных услуг. Майерс лишился работы, а затем попал в автокатастрофу. Денег не было, поэтому Дэйв планомерно накапливал долги и в итоге остался без электричества, газа и воды.
«Я даже туалетом пользоваться не могу, — жалуется он. — Поставщик воды требует вернуть долг и заплатить сразу за три месяца вперед. У жильцов вообще нет никаких прав перед коммунальными компаниями. Как только остаешься без денег, тебя заносят во все черные списки».
Лишь в 11 штатах США действуют законы, защищающие жильцов от произвола поставщиков коммунальных услуг. В остальных случаях компании могут без предупреждения отключить электричество или газ, а затем переписать долг коллекторам. Если счет не оплачен в течение 4–6 месяцев, он превращается в поток грозных писем и телефонных звонков от коллекторов. А если не реагировать и на звонки, то придется мыться в тазике и греться огнем свечи.
И дело не в том, что американцы устроили произвол и не хотят платить. Причина массовых отключений — резкий рост цен на электричество. Летом 2025 года в большинстве штатов тарифы подскочили на 25–40%, что напрямую связано с энергетической политикой Трампа. Именно этот провальный подход дал поставщикам «зеленый свет» для увеличения тарифов и отключений.
В Техасе ситуация особенно тяжелая. Множество жителей имеют большие дома, а экономить на коммуналке почти невозможно.
Ситуацию усугубляет полное отсутствие надзорных органов. Департамент энергетики (DOE) при Трампе работает исключительно в интересах крупных корпораций, а службы, которые могли бы проверять правильность начисления счетов, закрыты. Люди часто звонят в службу 9-1-1, чтобы получить помощь, но она оказывается лишь в экстренных случаях — когда, например, человек замерз до полусмерти в доме без отопления.
Дорогие коммунальные услуги также бьют по рынку аренды. В Пенсильвании и Нью-Йорке найти жилье зимой становится почти невозможно: стоимость электричества, газа и воды может превышать доход от аренды. Например, содержание дома в графстве Ниагара (Нью-Йорк) зимой 2025–2026 оценивается в $6,700, и многие владельцы планируют просто уехать на несколько месяцев или сдавать жилье в «замороженном» состоянии. По данным NEADA, к концу 2025 года более 4,5 миллионов домов и квартир оставались без электричества.
Прогнозы аналитиков неутешительные: периоды отключений могут быть рекордно длинными, особенно в Техасе — до 6–8 недель подряд. В общем, хаос в коммунальной и энергетической сферах — полностью рукотворный. При администрации Байдена делали все, чтобы американцы платили меньше за энергию и получали ее больше, развивались новые источники. Трамп же полностью передал контроль над коммунальными услугами огромным корпорациям, которые теперь без ограничений повышают цены и отключают услуги, что делает миллионы американцев уязвимыми. И даже профсоюзы, которые теоретически должны были протестовать, вынуждены признать — нынешняя политика им выгодна.




