Днем 11 февраля в Подмосковье сразу после вылета из аэропорта Домодедово разбился Ан-148 «Саратовских авиалиний». Погибли 65 пассажиров и шесть членов экипажа. Найден пока только один черный ящик, а источники СМИ в следственной группе и авиационные эксперты выдвигают самые разные версии случившегося. Об основных версиях рассказала Медуза.
Одна из главных версий — разрушение самолета в воздухе.
К этому мог привести взрыв на борту: например, теракт или взрыв двигателя из-за неполадок. Источники «Коммерсанта» вспоминают единственную до сих пор катастрофу Ан-148 в 2011 году. Тогда во время учебного полета экипаж значительно превысил максимальную скорость, так как датчики давали неверные показания. В результате самолет развалился в воздухе от перегрузок и все шесть членов экипажа погибли. Те же источники отмечают, что именно на разбившемся самолете «Саратовских авиалиний» Ростраснадзор в 2017 году выявил нарушения: масло в его двигателях заменялось в два раза реже, чем это необходимо. В пользу версии о разрушении самолета в воздухе говорит тот факт, что площадь разброса обломков составила около 30 гектаров.
Против версии о взрыве в воздухе говорят первые данные, полученные следствием.
Источник РБК утверждает, что двигатели работали вплоть до столкновения с землей. Откуда получена эта информация, не уточняется, но единственный найденный пока черный ящик — это параметрический самописец, который как раз регистрирует сведения о системах самолета. Теракт считается маловероятным, так как следов взрывчатки не нашли. Большой разброс обломков сторонники этой версии объясняют так: самолет врезался в землю с полными баками топлива и произошел взрыв. Этот взрыв видно на записи с камер видеонаблюдения.
Так или иначе, авиакатастрофа произошла так быстро, что пилоты не успели сообщить об этом.
Самолет находился в воздухе всего несколько минут, экипаж получил разрешение на набор высоты и после этого перестал отвечать на запросы. Версия о том, что пилоты запросили аварийную посадку в Жуковском, не подтвердилась. На графике высоты полета (голубая кривая на снимке), полученном flightradar24, видно, что Ан-148 постепенно поднимался, затем ненадолго снизился, выровнялся и после этого упал.
Самолет не прошел противообледенительную обработку.
Все предполетные процедуры были выполнены, но командир экипажа Валерий Губанов по неизвестным пока причинам отказался от специальной обработки на земле. При этом у Ан-148 есть система обогрева корпуса, а летчики отмечают, что при обледенении самолет не успел бы набрать высоту, сразу завалившись набок (борт «Саратовских авиалиний» поднялся почти до двух километров). В СК отмечают, что тяжелые погодные условия остаются в числе приоритетных версий авиакатастрофы.
Версия о столкновении с вертолетом полностью исключена.
После обнаружения на месте падения почтовых упаковок «Интерфакс» со ссылкой на неназванный источник сообщил, что Ан-148 мог столкнуться с вертолетом «Почты России». Эту версию полностью опровергли в МЧС, а «Почта России» объяснила, что на борту Ан-148 был мешок с рекламными листовками.
Производство Ан-148 в любом случае под вопросом.
В Воронеже собирают два последних борта, а новых заказов пока нет. Пять самолетов было у «Саратовских авиалиний», еще шесть — у президентского летного отряда «Россия» и четыре — у компании «Ангара». Их полеты в России не запрещены.