Уже на протяжении долгих лет россияне эмигрируют в различные уголки планеты в поисках лучшей жизни и более комфортных условий. Войны, революции и репрессии стали причинами массовой эмиграции жителей России.
После распада Советского Союза многие великие умы и творческие люди отправились на поиски заработка за границу. Одним из таких скитальцев оказался Александр Васильевич Судаков – выпускник Московского университета, подающий надежды ученый-химик. Не найдя себе места в родной стране, Александр смог сделать США своей второй Родиной. Ему посчастливилось найти здесь работу по специальности – Судаков работает преподавателем химического факультета Иллинойского Университета Урбана-Шампэйн (University of Illinois at Urbana-Champaign). С Александром Васильевичем пообщались Idel.Реалии.
История ученого, которые переехал в США
Александр Судаков родился в Ташкенте. Отец – чувашский танкист – получив ранение в Великой Отечественной войне, перебрался на постоянное место жительства в теплый солнечный город. Мать Александра – русская. Практически все родственники ученого-химика остались жить в Чувашии, Александр не обрывает связь с Чебоксарами, однако их культурное наследие осталось для него прошлым, которое Судаков больше не отождествляет с собой.
В Ташкенте у Александра осталась сестра, которую он время от времени навещает. Также в Узбекистане находятся могилы родителей, на которые тоже приезжает ученый-химик. С каждым своим нечастым посещением родных мест, Судаков не перестает удивляться, как мало современный Ташкент напоминает город его детства.
Несмотря на то, что эмиграция ученого была вынужденной, это никак не связано с межнациональными отношениями узбеков и русских. Наоборот, в памяти остались лишь теплые воспоминания об узбекской доброжелательности. Возможно, потому, что жители Узбекистана обладают совершенно особым менталитетом, у них в крови гостеприимство и доброта к окружающим людям.
В Москву Александр Судаков уехал сразу же после школы, чтобы поступать в Московский университет. Именно химический факультет с детства прельщал будущего ученого, так как именно там работал его дядя по отцовской линии талантливый химик Федор Судаков.
В течение семнадцати лет жизни в Москве Александр получил диплом об окончании химфака, защитил кандидатскую диссертацию и с головой ушел в науку. Но московскую жизнь крайне омрачало отсутствие прописки. Именно по этой причине Судаков никак не мог устроиться на постоянное место работы, поэтому приходилось довольствоваться временными ставками. Но роман Александра с наукой был настолько крепок, что он не решился бросить любимое дело, а вместо этого выбрал вариант переезда в США.
Сначала Александр уехал один, в надежде просто переждать российский кризис. Однако обстоятельства сложились так, что в 1998 году деятельность жены в России тоже резко пошла под откос. Чета Судаковых приняла решение отправить в США к отцу десятилетнего сына – пережидать трудные времена в родном Отечестве. Но через год ситуация в России не улучшилось и жена Александра Судакова присоединилась к своим мужчинам в США. Сын выучил язык и пошел в школу, супруга нашла работу и постепенно Судаковы перестали ощущать себя чужими в этой стране. К тому же кругом были их соотечественники, с которыми можно было поговорить и поделиться нелегкими жизненными историями.
Первое время в иммиграции
Несмотря на то, что первое время Судаковых очень тянуло на Родину, молодые ученые понимали, что возвращаться им по сути некуда, так как научные деятели в то время были крайне не затребованы в России. К тому же с каждым днем пребывания в Америке семья чувствовала, что США все больше и больше становится им родным домом, особенно для их сына. Хоть Александр и признается, что часть его сердца навсегда осталась в России, все-таки решение переехать в Штаты Судаков считает правильным.
«Пожалуй, несмотря на все проблемы (у каждой страны есть свои проблемы), нет никакой другой страны в мире (по крайней мере, с моей точки зрения), где иммигранты себя чувствовали бы более комфортно, чем в США».
В Соединенных Штатах с уважением относятся к научным деятелям, как к людям с высоким образованием и немалыми талантами. Национальность же и страна рождения не имеют абсолютно никакого значения для окружающих. Тем более, что большинство ученых Америки – выходцы из других стран. Поэтому никто не делает никаких различий между учеными-американцами и научными деятелями других национальностей. Разве что вопрос о том, откуда приехал Судаков, встречался очень часто, так как не сразу удалось избавиться от акцента.
В США Александр смог полностью посвятить свою трудовую деятельность науке и при этом устроить свою бытовую жизнь с комфортом. Насчет будущего Судаков пока что не загадывает, так как пенсионная программа США подразумевает выполнение множества дополнительных условий.
Адаптация
По словам Александра, за двадцатилетний срок его пребывания в Штатах, Америка не сильно изменилась, если не брать в учет незначительные экономические факторы. Наибольшие пертурбации произошли с этой страной за время правления Дональда Трампа. Расовые противоречия и изменившееся в худшую сторону отношение к иммигрантам не может не настораживать семью Судаковых. Но чета ученых все же надеется на то, что политическая система со встроенными механизмами контроля за демократическими процессами, с эффективным разделением власти и очень стабильной и свободной от коррупции судебной системой выдержит испытание и скорректирует нежелательные элементы. Одно радует Александра все так же, как и 20 лет назад, — то, что наука до сих пор здесь остается в почете.
Высокого мнения Александр Судаков придерживается и в отношении американцев:
«В подавляющей массе — это нормальные люди, мало интересующиеся политикой и в основном озабоченные внутренними проблемами, думающие в первую очередь о своих родных и близких. Американцы очень сильно ориентированы на свои семьи и семейное благополучие».
В Америке нужно непрестанно работать, это страна трудоголиков. Поэтому любимая работа – очень важная область жизни в США. Что же касается бытовых условий, то это понятие для каждого свое, считает Александр Судаков. Лично для него комфортными условиями считаются те, о которых не нужно думать. К сожалению, из-за ограниченных социальных программ подобная «роскошь» пока что доступна не всем иммигрантам.
Душевный комфорт – вот, что самое главное для человека. В нормальной стране люди должны себя чувствовать свободно в рамках закона и иметь право на самореализацию.
«США — не идеальная страна, но некоторые основополагающие принципы устройства американского общества, закрепленные в конституции, вне всякого сомнения, способствуют стремлению любого человека к нормальной и счастливой жизни».
Россия глазами американцев
Американцы не много осведомлены о жизни в России, да этот вопрос их, собственно, и не интересует. Жителей США более волнуют свои собственные проблемы. Даже если говорить, например, о новостях спортивного мира, то даже здесь американцы предпочитают свои национальные виды спорта: американский футбол или бейсбол.
Поэтому образ России немного искажен в сознании американских жителей. Сформировавшийся еще во времена «холодной войны», этот образ, скорее всего, просто отсутствует за ненадобностью. Но подобное отношение у жителей Штатов и ко всем другим странам. Разве что более расширенные знания о европейских территориях, но это лишь благодаря развитому туризму.
А вот образ российского президента, наоборот, все чаще занимает головы американцев в последнее время из-за предполагаемых попыток российских спецслужб вмешаться в политику США. Как говорит по этому поводу Александр Судаков:
«Путин представляется в демоническом свете, как олицетворение тоталитарного и коррумпированного режима. Самое интересное, что этот образ не ассоциируется у большинства американцев с Россией и россиянами, но только с верхушкой власти в России».
Судаков отмечает, что не только в Америке искаженное мнение о России, россияне также видят американцев сквозь призму политической неприязни. От этого становится немного грустно, так как такие могущественные державы должны держаться вместе. Как житель обоих стран в разное время, Александр Судаков говорит о том, что США и Россия на самом деле имеют гораздо больше общего, чем думаю жители каждой из этих стран.
Есть ли тоска по родине?
В памяти Александра Васильевича до сих пор живы яркие картины его чувашского детства:
«До сих пор помню в мельчайших подробностях любимые поляны в березовом лесу, рыбные места и запруды на Кубне, комаров, землянику, лесные орехи в смешанном лесу. Помню собаку Цыгана, которому тайно относил куриные кости. Помню мокрые и мягкие губы баранов и овец, которым скармливал старый хлеб, выданный бабушкой (дед не разрешал кормить животных с рук). Помню теплые бока коровы и запах парного молока, запах свежего сена….»
За период жизни в Америке о родной культуре, новостях искусства и литературы Александр узнает, в основном, из Интернета. К сожалению, у ученого не всегда хватает свободного времени, но химик не забывает о родном крае и старается быть в курсе последних событий. Правда, незнание чувашского языка немного усложняет это занятие.
Чувашия и чувашский народ занимают огромное место в жизни Александра Судакова, так как это – неотъемлемая часть его семьи и генофонда. Однако своей причастности к данной культуре он особо не ощущает, поэтому и не берется делать каких-либо прогнозов относительно будущего чувашей, да и России в целом. В одном Александр убежден точно — что гарантом сохранения идентичности и культуры малых народов является именно язык, который необходимо передавать из поколения в поколение, независимо от политических обстоятельств и территориального места проживания его носителей.
«Надеюсь, что все усилия чувашских патриотов и активистов не пропадут даром и чувашский язык, культура, литература, старинные верования и древние традиции будут жить еще многие века и никогда не исчезнут».